Становление сетевого взаимодействия в образовании отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом, и главное — способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия, а значит и повлиять на качество образования.
Под сетевым взаимодействием сегодня понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, его вариативность, открытость учреждений образования, повышение результативности образования для детей и профессиональной компетентности для педагогов, в том числе в области использования современных информационных технологий.
Теоретическое осмысление проблемы сетевого взаимодействия позволило обозначить основные характеристики, свойственные этому процессу, а именно:
— единые идеи, цель и задачи для сети;
— существование так называемой фрактальной структуры (множество ячеек сети);
— отсутствие единоначалия;
— открытость в системе и самой системы; взаимодействие «по горизонтали».
На первый план выходят такие характеристики, как:
— пространство (описание горизонтальных и вертикальных связей в сети);
— информация (содержание этих связей);
— время (логика развития сетевых отношений) и энергия (способы и формы жизнедеятельности в сети).
Привлекательным для нас становится понимание образовательной сети как совокупности субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Таким образом, сетевое взаимодействие — система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления его системой.
Первая ступень подобной коммуникации давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия и др. В настоящее время сетевое взаимодействие — один из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:
— во-первых, сеть — это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получение дополнительного финансирования;
— во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений;
— в-третьих, это современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет образовательным организациям динамично развиваться;
— в-четвертых, дает возможность организации взаимодействия и распространения передового опыта на основе ИКТ, имеющих большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт образовательного учреждения доступен широкому кругу пользователей интернет-сети.
Важно отметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, но и идет процесс диалога между образовательными учреждениями, образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, происходящих в системе образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы, усиливающими качество дошкольного образования.
Сетевое взаимодействие в реализации основной образовательной программы дошкольного образования нашего детского сада обеспечивает возможность качественного освоения дошкольниками образовательной программы с использованием ресурсов разных организаций, осуществляющих образовательную и иную деятельность (социальную, культурную, оздоровительную, профилактику безопасного поведения, творческую и т.д.).